К всемирному дню женщин кинокритик Мария Кувшинова присмотрелась к героиням современного русского кино. Осторожно: присутствуют сравнения с советским и западным кино — не в пользу российского.
Год назад в составе делегации из нескольких папуасов я побывала в Швеции, где нам рассказывали о новой государственной политике финансирования кинематографа по принципу 50/50: половину грантов получают режиссеры-мужчины, половину — женщины, по справедливости.
Встречались мы и с владелицами маленького стокгольмского кинотеатра, который все фильмы в афише дополнительно маркирует по тесту Бехдель (на экране должно быть как минимум две героини-женщины со своими именами, и они должны разговаривать между собой — не о мужчинах). Объясняли нам и стоящие за подобными нововведениями механизмы, часто ускользающие от внимания российского обывателя, — например, оплачиваемый полугодовой отпуск по уходу за ребенком для обоих родителей (обычно они берут его по очереди: сначала мать, потом отец), который, с одной стороны, позволяет женщинам быстрее возвращаться на рынок труда, а с другой — прививает мужчинам ранее несвойственные им навыки и укрепляет эмоциональную связь с детьми. Родители могут быть однополыми, сути это не меняет.